ДИЗАЙН ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ. Часть 1.

Вопрос, на самом деле, не праздный. Для решения этого вопроса педантичные немцы придумали целую науку — ЭРГОНОМИКУ, чем страшно гордятся и всячески пестуют в умах обывателей идею важности удобства и безопасности пользовательского интерфейса. Мы с ними тут во многом согласны, но, поскольку немцы категорически отказываются производить мультиварки, то их вековой опыт в этом деле нам никак не поможет. Придется самим. В конце концов, если уж наши танки оказались лучше, то и управление мультиваркой осилим.

Японцы и корейцы нам тоже плохие помощники — они, когда креативили управление рисоваркой, не предполагали, что в ней будут готовить что-то, кроме риса, и сделали просто кнопки выбора нескольких сенсорных программ. Поэтому нам придется скомпилировать мировой опыт  из нескольких отраслей. Самыми «пользовательскими» являются компьютерные и автомобильные панели управления. С компьютерной темой более или менее ясно — всё, что можно потрогать руками придумали Logitech, Razer и Microsoft, всё, во что можно потыкать пальцами придумали в Apple и Google. Но воспользоваться этим богатством цифрового креатива нам будет сложно, так как требования к кухонному прибору сильно отличаются от требований к клавиатуре, мыши и смартфону.

Во-первых, кухонный прибор работает практически в экстремальных условиях — высокие температуры, пар, давление, брызги раскаленного масла и жира, агрессивные химические средства чистки, не говоря уже о том, что повар в состоянии творческого аффекта может случайно плеснуть на панель управления кипяточку, пролить вишневое варенье или просыпать соль. И после этого панель должна остаться в рабочем состоянии и даже не подать виду, что она обиделась и имеет теперь полное право глючить. Короче АД, а не условия работы. Во-вторых, после окончания кулинарных экспериментов прибор нужно будет легко и быстро привести в практически предпродажный сияющий вид, потому что главная претензия всех пользователей мира к любой кухонной технике мира — сложность и муторность ухода за ней. Перспектива «час готовить, а потом час оттирать» может свести на нет любое вдохновенное желание приготовить что-то эдакое и разочаровать любимого человека не только в смысле жизни. Этого нельзя допустить ни в коем случае. В-третьих, но не в последнюю очередь, панель управления должна быть простой, интуитивной и наглядной, каким бы сложным ни был сам прибор. Человек не должен бояться машины — главный постулат 21 века. Машина должна быть другом и помощником, а не кубиком Рубика.

Таким образом, мы сформулировали три основных требования к панели управления — надежность, гигиеничность и кажущаяся простота. Что мы имеем для этого? Инвентаризация доступных для рынка бытовой техники средств диалога с машиной предоставила нам следующие технологии: ёмкостные сенсоры, пьезокерамические сенсоры и индукционные сенсоры. Основная радость от этих замечательных устройств в том, что они позволяют нам управлять мультиваркой через стекло и металл, то есть, не иметь на панели щелей, зазоров и механически двигающихся частей. Это позволит сделать нам панель управления абсолютно гигиеничной, потому что нет на свете ничего гигиеничнее, чем стекло и отполированная до зеркального блеска сталь. Безусловно, скажете вы, гигиена гигиеной, но стекло хрупкое, а полировку стали можно таки поцарапать. На что мы ответим, что все-таки сейчас 2014 год, а не 3014. Наше время — время смиренного компромисса между гордостью за человечество, покорившее Марс, и отчаяния от невозможности сделать небьющееся стекло и не царапающуюся сталь. И на Солнце есть пятна. Вот что мы ответим.

UI_26

Попробуем сравнить эргономику автомобильного управления с управлением мультиваркой. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого сравнения, у них много общего.

Итак, с первыми двумя требованиями к Идеальной панели управления мы справимся с помощью бесконтактных сенсоров, которые обеспечат нам полную влаго-паро-пыле-варенье защищенность, с одной стороны, и абсолютную простоту и легкость ухода — протер слегка один раз тряпочкой и все сияет как новое — с другой. С удобством же, простотой, интуитивностью, безопасностью и наглядностью придется повозиться. Что такое удобство, простота и наглядность, наверное, объяснять не нужно, а что мы понимаем под интуитивностью и безопасностью применительно к панели управления, понять важно.

Интуиция — чувство, не объясненное пока наукой, но являющееся неотъемлемой частью человеческого мировосприятия. Как вы сами знаете, порой даже не имея опыта в чем-либо, мы каким-то мистическим образом заранее знаем как  ЭТО должно быть. Самый наглядный пример — интерфейс современного телефона — никто и никогда не читает инструкции по пользованию меню и навигацией в телефоне — мы просто впервые берем в руки устройство и начинаем им пользоваться так, как будто делали это с самого рождения. Что стоит за этой простотой? Долгая и сложная работа большого количества людей — специалистов из многих областей, бесчисленное количество тестов и переделок, отладок и истерик, депрессий и увольнений. Мы, конечно, до такого доводить себя не будем, но обязательно постараемся сделать Идеальный интерфейс Идеальной мультиварки максимально интуитивным. Не хуже, чем у Айфона. Нет! Лучше, чем у Айфона. Безопасность интерфейса — еще важнее, и подразумевает, что если вы, доверившись своей интуиции, нажали на педаль «газ», а надо было на педаль «тормоз», то ваш Bentley задавит таки несчастного бездомного котика. А наша Мультиварка спросит Вас — вы уверены, что хотите нажать именно эту кнопку и этим спасет если не котика, то ваше рагу, праздничный вечер, семейное счастье, и даже дом от пожара заодно.

Как мы выяснили ранее, ни компания Bentley, ни один другой производитель автомобилей не позаботился о судьбе маленького бездомного котика, несмотря на то, что вот уже более 100 лет эти серьезные дяди в дорогих галстуках тратят миллиарды долларов на усовершенствование системы управления автомобиля. Автомобильная промышленность вообще выглядит довольно странно на фоне других отраслей. Например, в сравнении с авиационной индустрией: с факта первого пилотируемого полета «этажерки» братьев Райт в 1903 году до удачной телеметрической посадки первого марсохода в 1971 году прошло всего 68 лет. А автомобилестроение, которое развивается с 1886 года, за 128 лет обзавелось только более удобными велюровыми сидениями, то есть развивалась скорее мебельная и текстильная промышленность, а не инженерный «гений» потомков Готтлиба Даймлера. К чему это мы? Мы подумали, что раз уж автомобильная промышленность настолько консервативна, то, вероятно, они там «вылизали» эргономику панели управления до абсолюта. Иначе чем еще им было заниматься 128 лет. И несмотря на то, что такие «инновации» как USB, ЖКдисплей и Bluetooth появились в салонах автомобиля с традиционным для отрасли опозданием на 10 лет, мы предполагаем, что хотя бы кнопки фар, кондиционера и радиоприемника там, где они должны быть по всем законам научной эргономики. Есть еще один важный фактор, объединяющий панели управления мультиварки и автомобиля — оперировать управлением и там и там часто приходится «вслепую» и на ощупь, так как в автомобиле нам нужно внимательно следить за дорогой, а на кухне за степенью поджаренности лука и количеством добавляемой соли.

Мы попробовали собрать в этом посте лучшие примеры идей инструментов управления от лучших представителей автомобильной индустрии (теперь вы, наконец, поняли, зачем на нашем мультиварочном сайте куча картинок рулей и спидометров). Пытаемся проанализировать и собрать все ЗА и ПРОТИВ, отделить ПОЛЕЗНОЕ от Маркетингового, УДОБНОЕ от Понтов.

Априори, мы предполагаем, что над эргономикой управления автомобилем работали высокообразованные профессионалы, чей опыт впитал более чем вековую историю оптимизации органов контроля и регулировки различных параметров — от климатического комфорта до громкости музыки в салоне. Мы понимаем, что это — не самые важные для автомобиля органы управления, но, тем не менее, в условиях жесткой конкуренции над их удобством тоже, вероятно, думали. Также мы предполагаем, что разрабатывали эти детали управления люди со среднестатистическими размерами рук, длиной пальцев и количеством фаланг на них. В 99% случаев это были люди с европейской ментальностью и, скорее всего, сами использующие автомобили и на собственном опыте проверяющие удобство своего дизайна. Ну, и главное, что мы предполагаем, — если какие-то элементы дизайна повторяются более 50 лет всеми производителями, невзирая на конкуренцию, то эти элементы приняты пользователями (как мужчинами, так и женщинами) как годные и не вызывают ни психологического, ни эмоционального раздражения, а, значит, являются абсолютной истиной в последней инстанции. Ибо, как издревле говорят на Руси, — «чего хочет пользователь, того хочет Бог».

UI_05

Начнем с классики жанра — компоновки, которую можно встретить в 90% автомобилей последние 20 лет. Поворотные регуляторы с ребристыми поверхностями для уверенного тактильного контакта и понимания  — крутим мы или нет. Регуляторы разнесены на достаточное расстояние, чтобы не глядя, по отдалению руки от тела можно было понять, какой это регулятор — ближний, средний или дальний. Внутри каждого регулятора по две кнопки, логически и функционально относящиеся к теме данного регулятора. У регулятора, функционал которого требует более двух кнопок, — дополнительные кнопки расположены снаружи, по радиусу регулятора. Для тактильного понимания размера кнопок — разделители кнопок сделаны с углублениями. Нащупав крайнюю кнопку можно пальцем отсчитать номер нужной — как правило делают не более трех «отсчетов» от каждого края.

UI_09

Последнее время в моду вошли выступающие тактильные разделители кнопок. Выступающий барьер-разделитель позволяет не только отсчитать нужную кнопку на ощупь, но и предотвратить случайное нажатие соседней.

UI_11

Многофункциональность поворотного регулятора — тренд последних лет. Тактильное распознавание нужной кнопки можно реализовать и применением различных на ощупь материалов — например «холодного» металла и «теплого» пластика.

UI_25

Тут уже явный перебор с навешиванием функционала на один регулятор. Мало того, что это — вращающийся энкодер, он же и четырехпозиционный джойстик, да еще и 9 кнопок вокруг. Редкий компьютерный симулятор так заморачивает пользователя :)

UI_18

Баварские «инноваторы» уже несколько лет навязывают идею джойстика-слайдера. Удобство, как нам кажется, сомнительное, но у фанатов легендарного бренда выбора нет.

UI_16

Мазерати позиционирует себя как почти гоночный болид, но при этом предложил довольно широкий кнопочный функционал под левую руку. А что творится под правой рукой (фото внизу), вообще не передать. Вероятно, имелось в виду, что любители езды на скоростях более 200 км/ч будут очень скучать в пробках и их нужно как-то развлекать :)

UI_17

Кстати, интересная деталь — производители автомобилей премиум-класса обязательно вставляют в панель механические часы. То ли их клиенты часто теряют свои Ролексы, то ли им противно узнавать время по дешевым сегментным цифровым часам, то ли предполагается, что обладатель такого автомобиля должен знать точное время, даже если машина утонула в болоте и электрооборудование вышло из строя. Тем не менее, мы учтем привязанность богачей к аналоговым циферблатам, когда будем разрабатывать мультиварку премиум-класса.

UI_14

Вольво — автомобиль явно не для легкомысленных повес. Солидный отец семейства, везущий детей на утренник, не будет наощупь искать нужную кнопку и сделает все необходимые регулировки и настройки, стоя на светофоре.

UI_23

Новое поколение дизайнеров шведского автомобильного бренда разделяет мнение старших товарищей и совершенно справедливо считает, что автомобиль -  это не дискотека и не call-центр, а средство передвижения. Поэтому все, что не относится к контролю за движением, вынесено на убирающуюся с глаз долой отдельную панель.

UI_20

Новое поколение дизайнеров, которых не взяли работать в Вольво, как правило, берут работать в Японию. Тут они имеют возможность оторваться от традиций и догматов Баухауса и пофантазировать. Лексусу досталась довольно интересная идея боковых полуджойстиков, повторяющих форму руля. Нам идея вертикальных джойстиков кажется перспективной, поскольку идеология джойстика наиболее интуитивна и позволяет задействовать все возможности руки в регулировке чего-либо.

UI_24

Ну и еще один концепт от «распоясавшихся» японцев — аналог компьютерной мыши как джойстик управления. Идея «мыши» на уровне локтевого сгиба, на наш взгляд, более логична, чем баварский слайдер на уровне пятой точки. Главное для водителя будет  — не перепутать «Need-for-speed» с реальной дорогой :)

Итого, что полезного мы сможем вынести из анализа мирового опыта автомобильного дизайна и применить к кухонному прибору? Безусловно, вращающийся регулятор остается самым удобным инструментом для руки человека. Если регуляторов более одного, то расстояние между ними должно быть достаточным для «слепого» определения какой именно это регулятор — правый, левый или центральный (или верхний, нижний и центральный). В центре регулятора вполне допустимо разместить не более двух кнопок, тактильно разделенных выступающей стеночкой. По внешнему радиусу вокруг регулятора логично расположить не более 6 кнопок, которые логически связаны с функциями этого регулятора. При размещении кнопок в ряд, по горизонтали или вертикали, желательно следить, чтобы их было не более 5 в ряду для удобства тактильного «отсчета» трех кнопок от края. Поверхность кнопок должна быть «узнаваема» для тактильного контакта — тут применимы или объемные насечки или разные на ощупь материалы. Естественно, что кнопки должны нажиматься движением пальца сверху вниз, а не толкаться пальцем вперед в лицевую панель.

Все эти знания теперь нужно адаптировать к кухонным реалиям, то есть, продумать, как это реализовать на технологиях водонепроницаемых сенсоров и бесконтактной передачи сигналов. И непременно аналоговые часы!!!

 

Немного погодя, во второй части исследования эргономики управления, мы рассмотрим мировой опыт создания визуального комфорта пользователя, контролирующего работу устройства. Дизайн самого дисплея и того что и как на нем будет показываться, usability, видеоэкология и тенденции развития такой модной отрасли как UI/UX — все в нашем ближайшем посте.

Комментарии к статье “ДИЗАЙН ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ. Часть 1.”

  1. Сергей:

    Красиво написано, читать приятно)
    Немцы привет передают и говорят, что у них есть своя собственная мультиварка с удобным управлением, которая к рисоваркам никакого отношения не имеет: http://www.steba.com/themen/dampfgarer/215 :P

    По теме: водонепроницаемые стеклянные сенсоры — супер! Главное, чтобы они работали сразу, а не с 10го раза и от жирных, мокрых, сухих, липких пальцев :)
    Энкодеры тоже будут водонепроницаемые?
    Аналоговые часы лично для меня не обязательны))

  2. maxim:

    Спасибо Сергей.
    Насчет удобства управления Штебой не уверен — все таки глаза у меня на высоте примерно 1.60 и смотрю я на мультиварку сверху вниз. При условии что она, конечно, стоит на столе, а не на шкафу :)
    Я постораюсь таки найти Штебовских немцев в Китае и пообщаться с ними.

    Работа сенсоров — вопрос качества компрнентов и соблюдения технологии. От энкодеров скорее всего придется отказаться в пользу водонепроницаемости, но приятные пощелкивания обещаем сохоранить :) Регулятор можно будет легко отмагнитить и борсить в ПММ. Или спрятать от детей.

    1. Сергей:

      У штебы всего 9 кнопок программ, 1 кнопка старт и кнопки «+» и «-», дисплей светодиодный. Управление возможно под любым углом даже в темноте. (Когда делаю йогурт, ночью иногда приходится включить «подогрев» ненадолго — это возможно без включения света в комнате).
      Под удобством управления я имел в виду не боковое расположение панельки, а сами принципы управления. Без круговых меню, без низкоконтрастных экранов, с возможностью быстро поставить хоть 1 минуту времени, хоть 23 часа 21 минуту (при удерживании кнопки шаг изменения равен 10),..
      Примагничиваемые «энкодеры» — отличная идея!!! Пощёлкивания же будут не из динамика, а только тактильные?

      1. VVi3ard:

        » ночью иногда приходится включить «подогрев» ненадолго — это возможно без включения света в комнате» с телефона это еще удобнее делать чем идти ночью к мультиварке ;)

  3. maxim:

    Приложим все силы чтобы пощелкивания были тактильные :)

    1. maxim:

      Это графика на графическом дисплее — а там можно хоть «Аватар» показывать. К эргономике графика не имеет отношения

  4. VVi3ard:

    Вы главное делайте так что бы подешевле было и проще в производстве, а изыски с магнитными энкодерами оставьте для премиум сегмента.

    Пусть даже не совсем удобно что то будет но если это позволит значительно сэкономить то лучше наверное так, все же это не последняя ваша мультиварка будет повод новые модели выпускать.

    А то такими темпами вы быстро за 8000 бюджета выйдете и пойдете в сторону «немцев» а это уже далеко от народа :(

    По мне так нужно ставить сэнсорный экран + простенькую ОС для управления экраном. Дешево и сердито, а то что немного неудобно и нет тактильной отдачи ну не так уж это и страшно на самом деле. Зато будут красивые скины на сайте :) с цветочками кошечками и собачками.

    Заодно пока сильно вообще с UI не заморачиваться а делать прошивки с патчами по заявкам пользователей.

    Ну само собой в рекламе писать все что сейчас в посте написали и стремиться к этому.

    У меня на заре карьеры был случай, нужно было заказчику разработать ERP систему, по феншую ITIL, бизнес процессы все дела, в итоге 8 месяцев проектировщики проектировали, аналитики анализировали, а потом у заказчика то ли деньги кончились то ли руководство сменилось, так и осталась эта система на бумаге.

    Параллельно я участвовал в проекте где сначала делали очень габлонно и самый минимум а потом уже дорабатывали по результатам в итоге и сейчас (спустя 8 лет) проект развивается (уже силами закачика) и все счастливы.

    Все равно идеальное устройство не сделаете и будет версия 2.0 (надо же будет как то жить).

Добавить комментарий